ЦБ упростит для банков работу с проблемными долгами компаний

ЦБ снизит коэффициенты риска на вложения банков в акции компаний, чтобы стимулировать их на урегулирование долгов пострадавших от кризиса корпоративных заемщиков. Это должно смягчить влияние дефолтов крупных клиентов на сами банки

Банк России намерен стимулировать банки к урегулированию проблемных кредитов, выданных бизнесу, заявила во время онлайн-конференции председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

Регулятор на ближайшие два года снизит для кредитных организаций требования к вложениям в акции компаний — такие послабления могут понадобиться при урегулировании проблемных кредитов путем вхождения в капитал заемщика, не способного обслуживать долг, или принятии ценных бумаг в качестве залога по кредиту. Коэффициенты риска (влияют на достаточность капитала банка) по вложениям в акции системообразующих компаний-должников будут снижены со 150 до 100%, сказала Набиуллина.

За счет этой льготы вынужденный обмен долга на капитал не будет создавать дополнительную нагрузку на банки, считают в ЦБ. «Мы понимаем, что многим заемщикам сейчас тяжело, падение было глубоким, и чтобы снизить давление тех проблем на финансовый сектор, мы временно принимаем эти меры до середины 2022 года», — сказала Набиуллина.

Банк России также хочет стимулировать инвестиционную активность крупнейших компаний и их кредиторов. Регулятор готов снизить «на несколько лет» требования к вложениям банков в корпоративные облигации, в том числе «вечные», сообщила Набиуллина. «Коэффициент риска по вложениям в субординированные обязательства нефинансовых организаций, включая бессрочные облигации, будет снижен со 150 до 100%», — пояснила она. «Вечные» бонды среди компаний первыми на российском рынке выпустили РЖД, такие планы рассматривает и «Почта России».

Какие крупные заемщики банков находятся в зоне риска

Одной из самых уязвимых в период пандемии отраслей оказался транспорт. На 1 апреля объем задолженности авиакомпаний составлял 0,5% корпоративного кредитного портфеля банков, но до 45% крупных сделок в сфере авиализинга заключают связанные с банками «дочки», предупреждал ЦБ.

Ухудшение экономической конъюнктуры на фоне кризиса и пандемии может негативно отразиться и на уровне долговой нагрузки нефтегазовых компаний, отмечал Банк России. По оценкам регулятора, наименее устойчиво финансовое положение независимых производителей нефтепродуктов.

Заметная доля корпоративного портфеля банков приходится на компании в сфере недвижимости и строительcтва — 11%. Банк России не давал оценку кредитного качества ссуд таким клиентам, но включал эти отрасли в список наиболее уязвимых к введенным санитарным ограничениям.

По данным Банка России на 10 июля, с начала кризиса крупнейшие банки реструктурировали 2,8 тыс. кредитов юрлиц. Объем такой проблемной задолженности составил 3,5 трлн руб., или 11% от совокупного портфеля системно значимых кредитных организаций. ЦБ не раскрывал, какая доля реструктурированных ссуд была выдана системообразующим предприятиям.

Популярное:  ЦБ допустил новый отток вкладов из банков из-за самоизоляции

«За счет реструктуризаций кредитов часть заемщиков сможет восстановить свое финансовое положение, а необходимость формирования резервов банками будет растянута во времени. Это даст банкам возможность лучше подготовиться к работе с проблемной задолженностью», — отмечал в обзоре Банк России (pdf).

До 30 сентября для банков также действуют послабления по резервированию таких кредитов: они могут не ухудшать оценку финансового положения клиентов и временно не тратить капитал на ссуды заемщикам, которые смогут вернуться к нормальному графику платежей после пика кризиса и пандемии. ЦБ не исключал продления льготного периода, но пока такое решение не принято.

Помогут ли новые меры

Впрочем, банки далеко не всегда заинтересованы во вхождении в капитал заемщиков, поскольку это требует совершенно иных компетенций, говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Станислав Волков. «В ряде случаев покупка акций или размещение суборда может быть выгодным вложением, однако, когда речь идет о проблемных заемщиках, такое предложение может не вызвать энтузиазм у кредитора», — отмечает он. Иногда банки готовы принимать в качестве залога дополнительные пакеты акций, но, как правило, при этом «возникают разногласия в размере оценки залога», продолжает Волков.

«В целом вложения банковского сектора в акции относительно невелики, в том числе потому, что регулированием предусмотрены различные повышающие коэффициенты риска по таким вложениям в зависимости от их существенности», — напоминает управляющий директор по валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов. Сейчас прощать задолженность в обмен на участие в капитале банкам не выгодно, добавляет он.

«Но я не вижу оснований ожидать, что в связи с озвученными послаблениями банки начнут активно списывать задолженность в обмен на участие в капитале. Такие активы в любом случае остаются потенциально проблемными и непрофильными», — считает эксперт. Более того, и после реструктуризации банк будет вынужден участвовать в управлении компанией и заботиться о ее оздоровлении во избежание обесценения принятых акций, а это — лишние издержки. «Если по кредиту есть твердый залог, то при прочих равных легче обратить на него взыскание, чем входить в капитал проблемного заемщика. Такие реструктуризации были и, вероятнее всего, останутся точечными», — заключает Беликов.

«Вхождение в капитал заемщика — это скорее исключение, чем правило, обычно есть более ликвидные залоги, которые можно оперативно продать и решить проблему. Благодаря предложенным послаблениям будет меньшее давление на капитал, если банк вместо кредита получит на баланс акции проблемного заемщика», — сказал РБК аналитик Fitch Антон Лопатин.

Подпишитесь на рассылку РБК. Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат. Авторы: Юлия Кошкина, Павел Казарновский

Источник: rbc.ru

Поделиться с друзьями

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*