Россия теряет триллионы рублей из-за теневой экономики, а борется с нею неправильно, пишут «Банки.ру».
«Первый шаг выявления теневого дохода — это контроль соотношения доходов и расходов», — заявила в июне замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Бэлла Панина.
Слова чиновницы были восприняты общественностью как объявление о скором введении в стране соответствующего контроля. В Министерстве экономического развития это опровергли.
Между тем российский бюджет теряет из-за работы части граждан в «тени» от 2,3 триллиона рублей (по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой) до четырех триллионов (согласно подсчетам Бэллы Паниной) в год.
Расходы, пусть не всех граждан, в России контролируются и сейчас — чиновники и их семьи подают декларации. Вот только регулирующие это законы небезупречны — есть множество примеров, когда доходы и расходы удается записать на родных.
Не впервые озвучивается и идея распространить контроль на большую часть населения. Например, в 2016-м Федеральная налоговая служба и Министерство финансов собирались, но не стали контролировать крупные покупки. В 2018-м ФНС просила у Минфина права следить за счетами всех россиян, но получила отказ.
«Организовать контроль над расходными операциями и декларированием всеми категориями налогоплательщиков представляется маловероятным в ближайшей перспективе», — отметил юрист Евгений Мандрашов, объяснив это тем, что большая часть операций не регистрируется технически.
Впрочем, с развитием безналичных платежей и информационных технологий эта проблема начнет отпадать. Вячеслав Абрамов из «БКС Брокер» согласен, что контроль за доходами/расходами населения не будет введен завтра, однако не исключает, что вскоре может появиться соответствующий законопроект — раз «правительство заговорило».
При этом эксперт убежден, что сам по себе контроль вторичен — он хоть и есть в странах с наименьшими объемами теневой экономики, однако эффект дает лишь в совокупности с мерами по улучшению инвестиционного климата.
Источник: finance.rambler.ru