Государство в ближайшие годы будет вынуждено искать дополнительные источники доходов бюджета на фоне стагнирующей экономики, пишет РБК. Об этом заявили экономисты ведущих университетов в отзывах на проект федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022—2023 годов, принятый в первом чтении. Государство планирует экономить и откладывать инвестиционные расходы на будущее. Одновременно снизятся инвестиционные (в том числе инфраструктурные) расходы бюджета, что вызовет «цепную реакцию сокращения частных вложений», отмечает экономический факультет МГУ. Рост бюджетных инвестиций в основной капитал замедлится: если в 2021 году их объем вырастет на 9,7% по сравнению с 2020 годом, то в 2022-м — только на 3,9%, а в 2023 году — на 1,4%. Всего за 2021—2023 годы объем инвестиций из бюджета составит менее 700 млрд рублей.
Бюджет в ближайшие три года будет дефицитным. Закрывать дефицит государство по-прежнему будет в основном за счет заимствований. Никто из экономистов, написавших свои отзывы на бюджет, не считает целесообразным отказаться от заимствований в пользу более широкого использования средств ФНБ. Госдолг России вырастет с 19,1% ВВП в 2020 году до 21,4% ВВП к концу 2023 года, или до 28,4 трлн рублей. Около 80% госдолга составят внутренние заимствования.
Также в следующем году вырастет налоговая нагрузка для пополнения бюджета. Планируется изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД) и отменить неэффективные налоговые льготы в нефтяной отрасли. По оценке РАНХиГС, больше всего от этого пострадают «ЛУКОЙЛ», «Татнефть» и «Газпром нефть». В целом экономисты академии одобрили изменения налогообложения нефтяников, но указали на риски заморозки добычи на убыточных месторождениях в случае неправильной настройки параметров налоговой системы. Нефтегазовые доходы составят 32—34% всех поступлений в бюджет в 2021—2023 годах. Рост доходов будут обеспечивать в основном ненефтегазовые доходы.
Источник: www.banki.ru