75 лет назад на Бреттон-Вудской конференции были заложены основы современного мирового экономического порядка. Однако сейчас системе все больше угрожает растущий национализм и протекционизм во всем мире.
В июле 1944 г., когда стало ясно, что Вторая мировая война закончится победой антигитлеровской коалиции, высокопоставленные финансовые чиновники из 44 стран собрались в роскошном отеле в Бреттон-Вудсе в американском штате Нью-Гемпшир, чтобы заложить основу послевоенному экономическому порядку.
Десятилетия до того, как была введена Бреттон-Вудская система, характеризовались коммерческими и военными конфликтами, торговыми войнами. Ограничения в отношении мировой торговли и экономической политики усугубили тяжелое положение во время Великой депрессии в 1930-х гг., что привело к огромным экономическим и социальным потерям и способствовало росту националистических движений, которые закончились Второй мировой войной.
Делегаты, включая главных архитекторов Бреттон-Вудса Джона Кейнса из Минфина Великобритании и Гарри Декстера Уайта из Минфина США, хорошо понимали негативные последствия депрессии, двух мировых войн, экономического хаоса и бедности.
Они были намерены добиться перемен, развивая международное валютное сотрудничество, поддерживая и расширяя торговлю, обеспечивая экономический рост, противодействуя торговому протекционизму и конкурентной девальвации валюты.
Миссия Бреттон-Вудса, как считал министр финансов США Генри Моргентау, заключалась в том, что необходимо «покончить с экономическим злом ─ конкурентной девальвацией и разрушительными препятствиями в торговле, после которых и началась война».
Делегаты пришли к соглашению, что необходимо создать новую международную валютную систему, опирающуюся на открытые рынки и фиксированные обменные курсы. В рамках этого соглашения стоимость валют других стран должна быть привязана к доллару США, который в свою очередь будет привязан к цене золота на отметке $35 (31,2 евро) за унцию.
МВФ был создан, чтобы обеспечивать соблюдение системы обменных курсов и финансовой стабильности. Международный банк реконструкции и развития – сейчас он входит в группу Всемирного банка – был создан для оказания помощи странам, физически и материально опустошенным после войны.
Словом, конференция в Бреттон-Вудсе заложила основы основной части современного мирового экономического порядка.
Формирование экономической повестки дня
К началу 1970-х гг. режим фиксированных, но регулируемых обменных курсов испытал на себе сильное давление. В 1971 г. он рухнул, когда президент США Ричард Никсон отменил привязку доллара к золоту. Это стало началом конца Бреттон-Вудского соглашения. Но институты, основанные в рамках этой системы, МВФ и Всемирный банк, продолжали формировать международную экономическую повестку дня. Цель и дух Бреттон-Вудской системы продолжали направлять действия мировых политиков.
С точки зрения общего экономического развития десятилетия, которые прошли с тех пор, были успешными, считают многие экономисты, хотя мир сталкивался с неизбежными экономическими и социальными проблемами.
К 75-летию со дня рождения Бреттон-Вудский комитет организовал сборник из 50 сочинений «Возрождение духа Бреттон-Вудса». В нем рассматриваются наследие и вызовы конференции 1944 г.
В своей главе Николас Стерн из Лондонской школы экономики и Амар Бхаттачарья из Института Брукингса отметили, что «мировой доход на душу населения с 1950 г. вырос в 4 раза, население выросло втрое, общий объем производства увеличился в 12 раз».
Они также отметили, что «неравенство между странами сократилось после быстрого роста крупных густонаселенных развивающихся рынков», а «во многих странах наблюдается рост неравенства, особенно в том, что касается доли доходов и благосостояния самого обеспеченного 1% населения».
Вопросы управления
В целом бреттон-вудский идеал многостороннего сотрудничества и открытых рынков был довольно эффективным. Пол Волкер, бывший председатель ФРС, однажды отметил: «Бреттон-Вудс ─ это не особый институт, это идеал, символ необходимости суверенным странам работать вместе, чтобы поддерживать открытые рынки в сфере услуг и финансов. Все это должно быть в интересах стабильной, растущей и мирной экономики».
Но на протяжении десятилетий бреттон-вудские институты подвергались серьезной критике за то, что навязывали «неолиберальную» экономическую политику, включающую финансовое дерегулирование, массовую приватизацию и жесткую экономию. МВФ столкнулся с угрозой того, что необходимо будет принуждать стран-должников по всему миру открывать свои рынки и ослабить систему охраны труда.
До финансового кризиса 2008 г. некоторые сомневались в необходимости МВФ. Но кризис все это изменил, учреждение сыграло ключевую роль в сотрудничестве с центробанками и министерствами финансов. Сегодня страны от Пакистана до Аргентины продолжают стучаться в двери МВФ за помощью, когда оказываются в тяжелом финансовом положении.
А страны от Азии до Южной Америки продолжают брать средства у Всемирного банка для реализации всевозможных проектов в области развития, несмотря на усиление конкуренции со стороны таких организаций, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, возглавляемый Китаем.
Бреттон-вудские учреждения годами сталкивались с проблемами управления. Многие развивающиеся страны утверждают, что им отказывают в грамотном представительстве в руководящих органах организаций.
Еще один раздражающий фактор – неформальная договоренность между США и Европой о том, что Европа может выбирать управляющего директора МВФ, а США назначают главу Всемирного банка.
Многие страны с формирующейся рыночной экономикой призывают увеличить долю в МВФ, одновременно защищая акции компаний африканских стран. Эксперты говорят, что это означает сокращение акций европейских стран.
На пределе
Экономический подъем Китая и уход от доминирования США вызвали напряжение в системе.
«Бреттон-вудская идея достигла своих пределов. И на смену ей может прийти Новый Шелковый путь, у которого есть потенциал стать новым мировым порядком», ─ заявил министр финансов Франции Бруно Лэ Мэр, имея в виду инициативу Китая «Один пояс – один путь». Она предусматривает восстановление старого Шелкового пути для соединения Китая с Азией, Европой, при этом необходимы огромные расходы на инфраструктуру, в основном финансируемые Китаем.
«А китайские стандарты государственной помощи, доступа к государственным закупкам, интеллектуальной собственности могут стать новыми мировыми стандартами», ─ сказал Лэ Мэр.
Между тем, политика президента США Дональда Трампа «Америка прежде всего» и торговые протекционистские меры рассматриваются как отказ от духа многосторонности и международного сотрудничества, которые были определяющими чертами Бреттон-Вудской системы. Многие опасаются, что в конечном итоге это закончится нестабильностью и конфликтами.
«История показала, что националистический, изоляционистский, протекционистский подход к общению с другими странами мира может привести и часто приводил к нестабильности, конфликтам и войнам», ─ отметил Ричард Дебс, председатель Международного совета Бреттон-Вудского комитета.
Источник: www.vestifinance.ru